Традиционный японский семейный/родовой герб – Камон «знак дома»(家紋), является в некоторой степени оригинальным знаком рода, семьи или человека, достаточно известного, чтобы иметь личный символ. Камон не является гербом в общем смысле этого слова, так как не представляет собой геральдической эмблемы рода, скорее, камон является отчасти статусным символом: более древние, простые камоны зачастую говорят о высоком статусе своего владельца, либо о большей торжественности одеяния.
С эпохи Эдо (16 в.), семейные гербы могли носить практически все: аристократы, самураи, якудза, ниндзя, священники, актеры, гейши, ремесленники, купцы, свободные крестьяне. Он не являет собой признак родовитости, как принято в Европе, а служит для отличия одних семей от других.
Сушествует порядка 10,000 различных камон. Традиционно камоны имеют двухцветную окраску. Иногда в камонах отображаются и профессиональные атрибуты владельца (гейша, например, может иметь камон с изображением веера).
Считается, что собственной символикой первым обзавелся японский император Суйко (554–628), приказавший украсить свои военные флаги определенным рисунком.
Существует 6 основных разновидностей (ка)монов: растения, животные, оружие и доспехи, религиозные символы, природные явления, схематические философские знаки. В этом принципиальное отличие от европейского подхода к созданию родовых гербов, где изображались поверженные враги, орудия убийства, а собственный род чаще всего отождествлялся с хищником — воздушным или наземным. В этом плане японские моны выглядели миролюбивее, хотя, наверное, проще и монотоннее. Японцы в подавляющем большинстве случаев избегали кричащего снобизма и многоцветья, ограничиваясь монохромным рисунком.
[float=right][/float]
Традиционно камоны изображались на кимоно представителей благородного сословия в Японии. С обеих сторон кимоно могло быть изображено один, три или пяти камонов, изображеных на рукавах, груди и спине, называемых монтсуки (紋付). Женщины благородного происхождения имели право носить на одежде свой семейный камон, а не символ мужа, и передавать его по наследству дочерям. Правда, во вновь образованной семье такой женский герб должен был быть по размеру несколько меньше мужского.
Возможны и сочетания монов — объединение в едином ка-моне геральдических символов как мужа, так и жены. У иных родовитых семей есть по нескольку, подчас до десяти, ка-монов — наследие славных предков.
Камон может изображаться на некоторых предметах, таких как занавеси, отделка паланкина, оружии, могильных камнях, и т. д. Камоны получили распространение и как символы, изображаемые на флажках владетельных особ, даймё и самураев, на их шлемах Кабуто (兜) и доспехах До (胴)
[float=left][/float]
Наиболее известным моном в Японии является изображение цветка хризантемы с 16-ю лепестками. Этот знак зарезервирован за императорским домом. Императорский мон служит и государственным гербом. Например, изображения 16-лепестковой хризантемы украшают японские паспорта, банкноты.
Хризантемовым моном стали пользоваться и некоторые религиозные учреждения — храмы и монастыри — в знак особого внимания и патронажа со стороны императорского дома.
Нередко семейные моны становились символикой, торговыми марками коммерческих компаний. Вероятно, всему миру известно изображение «трех бриллиантов» — некогда семейный, а ныне торговый знак «Мицубиси». Собственные моны есть даже у гангстерских группировок якудза.
Подробнее можно почитать в статье "Гербы японских кланов"